ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА






Программа
образовательно-воспитательного курса

2-е полугодие
2015-2016 учебного года



1-11 классы










Донецк
2015









Утверждено решением
научно-методического совета

Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.

Протокол № 1 от 28.01.2016 г.


























Образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса» разработан для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций с целью освоения и реализации ими своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.  Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально-экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося в образовательной организации.
Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, сформировать готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом; способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную; дали бы возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
·      необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
·      поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
·      необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
·       потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.
Именно эту задачу и призван выполнить новый образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, должны способствовать пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?».
Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит учащихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, людям, самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение у обучающихся патриотических взглядов.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений Республики.
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечит разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития школьников.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности учащихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
2. Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» являются:
·      Международная Конвенция о правах ребенка;
·      Конституция Донецкой Народной Республики;
·      Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС;
·      Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
·      Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования городов (районов) ДНР.
Курс открыт для внесения корректив в ходе реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения макросфер (разделов) и микросфер программы с учётом новых реалий образовательного процесса.
3. Цели и задачи курса
Цели:
·      развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
·      подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.


Задачи:
·      модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации;
·      информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанных с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
·      воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
·      утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
·      формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
·      привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения;
·      формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
·      развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
·      уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
·      формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
4. Принципы построения курса
·      Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
·      Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
·      Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания. 
·      Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
·      Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
·      Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.
·      Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
·      Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур образовательной организации, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики.
·      Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.
·      Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, селу, улице, школе, предприятию, спортивной команде и т.д.



5. Структурная схема курса
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Мы воспитываемся в духе традиций Донецкого края. У нас общее наследие!
Микросфера
«Я – житель Донбасса»
Микросфера
«Природа Донбасса»
Микросфера
«Культура Донбасса»
Содержательные линии:
- Я и моя семья
- Мой род
- Я и мое окружение
- Я и общество
- Мой город (село) – моя Донетчина
- Труд и хозяйственная деятельность
Содержательные линии:
- Я и природа
- Природа вокруг меня
- Характерные особенности природы нашего края
- Природоохранная деятельность

Содержательные линии:
- Народная мудрость
- Образование
- Исторические памятки Донбасса
- Духовные жемчужины Донбасса
- Искусство Донбасса
- Выдающиеся деятели Донбасса
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Мы воспитываемся в духе гражданской и общечеловеческой культуры.
У нас общая культура!
Микросфера «Человек и закон»
Микросфера «Гражданская позиция»
Микросфера «Мои права и обязанности»
Микросфера «Трудом славен человек»
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Содержательные линии:
- Конституция Донецкой Народной Республики – основной закон государства
- Законодательная база Донецкой Народной Республики
- Государственные символы Донецкой Народной Республики
- Как устроена государственная власть
- Правонарушение и преступление
- Государственная система правовых отношений
- Донецкая Народная Республика в мировом сообществе
Содержательные линии:
- Человек и гражданин;
- Что значит быть гражданином
- Правовое государство
- Что такое демократия
- Человек и средства массовой информации
- Что такое местное самоуправление
- Политическая жизнь общества

Содержательные линии:
- Общественное и государственно-территориальное устройство ДНР
- Права, свободы и обязанности гражданина ДНР
- Права ребенка
- Как государство защищает мои права
- Социальные права человека

Содержательные линии:
- Все профессии важны
- Для чего человеку работа
- Труд шахтеров
- Право человека на труд
- Профессиональное самоопределение
Содержательные линии:
- Школа вежливости
- Культура общения
- Правила поведения в общественных местах
- Мерило нравственности – совесть
- Учимся быть толерантными
- В единстве и солидарности наша сила
- Партии и общественные движения;
- Свобода – выбор разумной личности.
- Мы – граждане мира
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»
Мы воспитываемся в духе исторической памяти Донецкого края.
У нас общая историческая судьба
Микросфера «Дыхание времен»
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Содержательные линии:
- Исторический путь русского народа.
- Идея Русского мира
- Государственные символы России
- Россия на политической карте мира
Содержательные линии:
- Героические страницы истории России
- Выдающиеся исторические деятели
Содержательные линии:
- Традиционные народные промыслы
- История русского костюма
Содержательные линии:
- Народный месяцеслов
- Обряды
- Традиционные верования
- Народные песни
- Праздники
- Поликультурный мир




6. Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания
Программа образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» опирается на традиционные источники нравственности, такие как:
·      гражданственность (личностный аспект) – сформированная мировоззренческая нравственная позиция; чувство ответственности за родных, близких; гордость за историческую судьбу малой Родины, Отечества и государства; правовое самосознание; социальные навыки конструктивного взаимодействия; готовность к созидательной деятельности в социуме; уважение к культурным и другим традициям сограждан.
·      гражданственность (социальный аспект) – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
·      гражданское общество – общество, обладающее способностями к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общегосударственного уровня, к активному выражению запросов и интересов граждан как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества;
·      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
·      история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
·      культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
·      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·      патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
·      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
·      равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
·      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
·      совесть потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
·      солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
·      социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
·      социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования, воспитания и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей социальных групп и гражданского общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
·      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
·      традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
·      человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

7. Основные направления деятельности по реализации курса
1. Содержательное направление:
·      отбор учебного материала, способствующего формированию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков;
·      разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий и методов;
·      интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода;
·      развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление:
·      реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам;
·      социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся.
3. Управленческое направление:
·      изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса;
·      создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;
·      привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
8. Механизм реализации курса
Механизм реализации образовательно-воспитательного курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех школьных служб в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского образования решаются через изучение истории, права, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, а также через специальные учебные курсы, например, «Уроки гражданственности Донбасса». При этом базовые учебные предметы и специальные курсы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, поскольку в первых акцент делается на знаниевый компонент, во втором на воспитательный, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации.
Социализация детей и учащейся молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания может базироваться на деятельности школьной общественной организации, ученическом самоуправлении, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
В процессе взаимодействия названных компонентов социализации обучающихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дисциплинированность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.
Главной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания является работа классного руководителя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие обучающимися окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседам.
Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет функционировать.
Методы достижения поставленных целей и задач
1.    Содержание программы реализуется на занятиях образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», а также:
Ø на уроках в:
·     1-4 классах: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
·     5-м классе: литература, природоведение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
·     6-11 классах: литература, биология, история, география, физическая культура, экономика, начальная военная и медико-санитарная подготовка;
Ø во внеклассной работе:
·     деловая игра;
·     практикум;
·     устный журнал;
·     конкурс рисунков и газет;
·     викторина;
·     круглый стол;
·     конкурс сочинений;
·     защита проектов;
·     родительские собрания, посещение семей учащихся;
·     анкетирование;
·     тематические классные часы;
·     семейные праздники;
·     спортивные состязания;
·     тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
·     КВНы семейных команд,
·     брейн-ринги,
·     интеллектуальные марафоны родителей и детей;
Ø во внешкольной работе:
·     экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.
Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, учебно-познавательные возможности каждого школьника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.
2.    Необходимо помнить, что курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности. Имеются в виду учебные экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в программе, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», так и во время обучения в школе в целом.
В перспективе на основе данной программы планируется разработка цикла мероприятий, направленных на совместную деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
9. Прогнозируемые результаты
В результате реализации образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
·      воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
·      образовательных результатов углубление, систематизация знаний по базовым дисциплинам, осознание существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;
·      поведенческих результатов – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности, формирование устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений и т.д.).
Воспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·      на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·      на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Учащиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.
В результате реализации программы курса ожидается:
1.    В общеобразовательной организации:
·      оптимизация системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
·      обогащение содержания и технологического аппарата духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
·      вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2.    В образе выпускника:
·      в познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных способностей;
·      в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
·      в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
·      в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.

10. Критерии оценивания
Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.
Оценка личностных достижений школьников в ходе реализации курса осуществляется с помощью Портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самими обучающимися результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития.
Поскольку курс является элективным и основной акцент делается на достижение воспитательного, а не знаниевого эффекта, балльное оценивание достижений учащихся не рекомендуется.
Оценивание должно быть вербальным, эмоциональным, способствовать созданию ситуации успеха, формированию позитивной мотивации к обучению.
11. Мониторинг
Определение реального состояния, уровня и оценки работы по гражданско-патриотическому воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями детей и молодежи, предполагает проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.
Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемые в баллах. Для решения первой из этих задач определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.
Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты: 
·      составление краткого плана-анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;
·      сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
·      анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;
·      анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т.д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);
·      определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.




Комментариев нет:

Отправить комментарий