Методические рекомендации для классного руководителя общеобразовательных учреждений

Методические рекомендации
для классного руководителя общеобразовательных учреждений
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны
выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении
этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены
функции классного руководителя (далее – классный руководитель).
Класс – как правило, группа обучающихся одного возраста,
осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным
планом общеобразовательного учреждения.
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Целью деятельности классного руководителя является создание условий
для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачами классного руководителя являются:
- формирование и развитие классного коллектива;
- создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-
педагогических условий для развития личности, психического здоровья
обучающихся;
- организация системы отношений через разнообразные виды
воспитывающей деятельности классного коллектива;
- создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения
каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с коллективом класса;
- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между
обучающимися и педагогами;
- содействие формированию у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров;
- организация социально-значимой, творческой деятельности
воспитанников через развитие ученического самоуправления.
Функции и должностные обязанности классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания
общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих
перед педагогическим коллективом образовательного учреждения и
ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных
отношений.
Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень
воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни,
специфику семейных обстоятельств.
Функции классного руководителя
1. Организационно-координирующая :
- установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;
- взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами
образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом
общеобразовательного учреждения;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом
как субъектами этой деятельности;
- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативная :
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект - субъектных отношений между учителем и
обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств.
3. Аналитико-прогностическая :
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их
развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Права и обязанности классного руководителя определяются
общеобразовательным учреждением самостоятельно. При разработке
нормативной базы деятельности классного руководителя рекомендуется
руководствоваться следующим.
Классный руководитель имеет право:
- получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
- контролировать успеваемость каждого обучающегося;
- контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
- координировать работу учителей данного класса (а также психолога и
социального педагога);
- организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;
- вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного
учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
- приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);
- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения
обращаться в комиссию по делам детей, в психолого–медико–
педагогическую комиссию;
- получать помощь в организации своей деятельности от педагогического
коллектива общеобразовательного учреждения;
- определять индивидуальный режим работы с обучающимися исходя из
конкретной ситуации;
- вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
Обязанности классного руководителя заключаются в:
- организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
- оказании помощи обучающемуся в решении возникающих проблем;
- установлении контактов с родителями и оказании им помощи в
воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения
своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть современными технологиями
воспитания.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как
правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по
воспитательной работе.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение
совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный
поиск решения проблемы и др.);
- групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и
др.);
- коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с учащимися целесообразно
руководствоваться следующим:
- учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период
работы;
- определять содержание и основные виды деятельности на основе
воспитательных задач;
- учитывать принципы организации воспитательного процесса,
возможности, интересы и потребности детей, внешние условия,
возможности педагогов и родителей;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной
деятельности.
Режим работы классного руководителя
Режим работы классного руководителя определяется
общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его
уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий
и других локальных актах.
Критерии оценки деятельности классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на
основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии
деятельности.
Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно
реализуются целевые и социально-психологические функции. Критерии
результативности отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в
своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей
культуры и дисциплины обучающихся класса, их гражданской зрелости).
Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по
организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие
классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и
общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате
которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам
критериев

Комментариев нет:

Отправить комментарий