Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Классный час как эффективная форма
воспитания личности и коллектива
в системе воспитательной работы
учебного заведения
Методические рекомендации
по подготовке и проведению классных часов
Донецк - 2015
2
      Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
    Классный час как эффективная форма воспитания личности и коллектива в системе воспитательной работы учебного заведения
    Воспитание – сложный и много векторный процесс, в котором различают философский, социальный, педагогический, психологический, культурологический аспекты.
    Воспитание учащихся в современной школе осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь учебно-воспитательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и
государства.
    Главной целью воспитания подрастающего поколения Донецкой Народной Республики является приобретение им социального опыта, наследование духовных ценностей народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование гражданских качеств, развитие духовности, моральности, художественно-эстетической, правовой, трудовой,
здоровьесберегающей, экологической культуры.
    Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.
    Форма организации воспитания - это такой способ организации воспитательного процесса, который отражает внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации
воспитания обеспечивают организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия.
    Особое место в системе внеклассной воспитательной деятельности школы занимает классный час. В период преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения воспитательного потенциала классного часа.
    Школы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:
- отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;
- отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;
- недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;
- слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.
3
     Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Воспитательные цели и задачи классного часа
1. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
2. Обогащение сознания обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка.
4. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.
5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
    Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Функции классного часа
    Просветительская заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах.
    Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция даёт возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценить его.
    Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия
существенно снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создаётся благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности. Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела.
Формирующая функция связана с реализацией 3-х вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе
подготовки и проведения классного часа учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
Основные компоненты классного часа
    Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникальности его образа жизни.
   Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
   Организационно-деятельностный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
   Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и
творческих способностей обучающихся.
Формы и методы проведения классного часа
    В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с тематическим материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного
коллектива по отдельным вопросам. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.
   Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традицией. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Классный час может быть посвящен и решению текущих проблем, и
дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах: классного собрания, часа общения, воспитательного часа, экскурсии, тематической лекции, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНа, игры-путешествия, тренинга, читательской конференции, театральной премьеры и т.д.Также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным
причинам одной формы проведения классного часа другой. Классный час – час общения
Интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении
классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами
круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом
пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят
было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или
быть непонятыми.
Классный руководитель может предложить ребятам выработать
правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщить с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от
уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали
такие формы:
Беседа.
Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение
поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку
зрения, слушать и понимать иное мнение.
Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить
проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью
театрализованной игры.
Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц
журнала, которые распределяются между творческими группами.
Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование
учащимися социально значимых проблем. Для создания проекта требуется
время и соблюдение определённого алгоритма действий:
- изучение ситуации;
- сбор информации;
- планирование;
- формирование микрогрупп и назначение ответственных;
- практические действия;
- определение приоритетных результатов;
- групповой анализ выполнения поставленных задач.

Классное собрание
Классное собрание – это демократическая форма организации
коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в
том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения.
Классное собрание должно проводиться примерно 1-2 раза в месяц.
Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся
общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и
ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни
коллектива, проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и
организующую.
Особое внимание к проведению такой формы следует уделять в 5-7
классах. В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с
целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.
В 6 классе деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу
складываются традиции и правила поведения классного собрания. Усилия
классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению
классного собрания в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших
классах.
Тематический классный час
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития
учащихся, их интересам, природному самовыражению.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть
объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти
часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая
может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Если говорить о системности воспитательного процесса, то основная
форма работы с классным коллективом – тематический классный час, должна
подчиняться общим целям и задачам школы, иметь определённый цикл по
направлениям и темам в динамике возраста учащихся.
Планируя тематические классные часы, важно предлагать учащимся
совместно определить темы.
Ситуационный классный час
В отличие от тематического классного часа, который отвечает в
большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам,
природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу
социально-нравственной адаптации личности, поскольку акцент на нём
делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося,
актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его
индивидуальности.
Методика ситуационного классного часа, разработанная Н.П.
Капустиным, позволяет учащимся анализировать собственное поведение в
ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте и

разрабатывать стратегию поведения на будущее. Его идея состоит в том, что
жизнь человека состоит из различных ситуаций, которые оказывают влияние
и в которых проявляются характер, привычки, культура.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие
компоненты:
- цель;
- информация;
- «Я – позиция», причина «Я – позиции», «Я – позиция» и общественно
значимая норма;
- дискуссия;
- рефлексия;
- свободный выбор.
Ситуационный классный час может быть проведён как беседа в форме
занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным
содержанием. Таким образом, происходит самоанализ, принятие
собственных решений, формируется ответственность, осмысление
собственных неудач и ошибок, т.е. индивидуальное рефлексивное
воспитание.
Информационный классный час
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся
осознание собственной принадлежности к событиям и явлениям
общественно-политической жизни республики, своего района, села,
расширять кругозор, научиться разбираться в сложных проблемах
современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими
событиями в стране, мире) – 20-25 минут, тематическим (знакомит с
проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме
различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных
умений учащихся
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии
интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
интеллектуальные марафоны, дни творчества, интеллектуальные ринги и
викторины, заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
В новых социальных условиях реализацию воспитательных задач
рекомендуем вести через работу классного руководителя со всеми
участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
- основы безопасности жизнедеятельности учащихся;
- Я – гражданин Республики (краеведение);
- здоровый образ жизни;
- формирование общечеловеческих ценностей;
- воспитание и развитие творческих способностей.

Начальная школа
Младший школьный возраст является важным в становлении личности
ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития
учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного
детства и типичные особенности школьника. Этот возраст богат скрытыми
возможностями развития, которые важно своевременно замечать и
поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы
большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной
категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий,
постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с
окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес
злу.
Важен личностно ориентированный подход в воспитании младших
школьников, так как для детей этой возрастной группы характерна особая
сензитивность к морально-этическим воздействиям, особенное восприятие
норм культурного поведения, общения, речевого этикета, культуры
взаимоотношений. Эффективность различных видов воспитания зависит от
направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации.
Приоритетными для учеников начальных классов являются активные
методы, направленные на самостоятельный поиск истины, способствующие
формированию критического мышления, инициативы и творчества.
Ориентировочное тематическое содержание часов
классного руководителя
(1-4классы)
Направление «Здоровый образ жизни»
 Соблюдаем режим дня.
 Умей правильно организовать выполнение домашних заданий.
 Формируем санитарно-гигиенические навыки.
 Сказкотерапия (совместное создание взрослыми и детьми светлой,
доброй, захватывающей сказки).
 Музыкотерапия.
 Арт-терапия (коллективное ознакомление с произведениями
искусства, моделирование из различных материалов – кусочков бумаги,
ткани, семян и круп, песка и глины, рисование различными техниками и т.д.).
Направление «Я – гражданин Республики» (краеведение)
 Старшие и младшие.
 За что я люблю свой двор.
 Природа моего города (села).
 Одноклассник, товарищ, друг.
 Мудрая старость.
 Казацкими тропами.
 Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».
 Дерево моей семьи.
 Справедливость – основа права.
 Уважай отца и мать.
 Чем славен мой род.
 Очная или виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.
 Легенды моего края.
 Акция «Чистый родник».
 Правила поведения, присущие моему народу.
 Какие народы живут в моем крае.
 Традиции народов моего края.
 Кодекс чести школьника.
 История моего города (села).
Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
 Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
 Что посеешь, то и пожнешь.
 О милосердии и сострадании.
 О снисхождении и терпимости.
 О суждениях и нетерпимости.
 О справедливости и несправедливости.
 Совесть – учитель человека.
 Лед бессердечия и бездушия.
 Человечность и человеколюбие.
 Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.
 Трудолюбие и праздность, значение труда и вред безделья.
 Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.
Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»
 Создание игровых ситуаций, в которых дети выступают в роли
авторов, актеров, зрителей.
 Индивидуальное и коллективное составление вариантов концовок к
известным сказкам, рассказам.
 Составление миниатюр о сказочных героях, по собственным
наблюдениям и др.
 Разыгрывание игровых ситуаций «На что это похоже?».
 Рифмование.
 Составление загадок, считалок, небылиц и т.д.
 «Поиск сказки» в лесу, в саду, на огороде, в цветках, в гнезде птицы,
в необычных и будничных историях т.д.

Основная школа
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот
период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого
возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом
присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.
Подросток ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей,
но ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все
возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и
противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает
основание считать этот возраст в определенной мере трудным для
воспитания.
Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной
резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих
сил.
Половое созревание подростков вызывает колебания их жизненного
тонуса, работоспособности и энергии, сопровождается чередованием
хорошего настроения и ухода во внутренние переживания, жизнерадостности
и пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у
подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к
учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, недоразумения в
отношениях с учителями и взрослыми.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в
познавательной деятельности. Они не удовлетворяются внешним
восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их
сущность, находящиеся в них причинно-следственные связи. В подростковом
возрасте развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая
память. Важно придавать учебно-воспитательному процессу проблемный
характер. Не менее существенной задачей является развитие навыков
самостоятельной работы, творческого подхода при выполнении порученных
заданий.
Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним
регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти
правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные
принципы.
Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают
общие интересы и совместная деятельность. Ведущая деятельность в этом
возрасте – общение в различных формах. Существенной возрастной чертой
является стремление к самопознанию, утверждению своего достоинства и
престижа среди товарищей. Подростки среднего школьного возраста
душевно ранимы. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки
зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные
обстоятельства жизни.

Особенностью воспитательной работы с подростками является
профориентация. Поддерживая стремление подростков к яркой и достойной
жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного
труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в
сфере материального производства.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в
их индивидуальном формировании. Существенное значение имеют
природные задатки и условия жизни подростка, его физическое состояние и
здоровье, особенности познавательной деятельности, чувственно-
эмоциональной сферы, типология характера, внутренние побудительные
факторы поведения и развития, внешкольные увлечения и контакты,
обучаемость и воспитуемость, степень восприимчивости педагогических
влияний, а также динамика формирования тех или иных личностных
качеств. Все это оказывает существенное влияние на развитие и воспитание
подростков.
Учитывая возрастные особенности учащихся основной школы, в работе
с ними целесообразно использовать такие формы: час общения, классные
собрания, анкета мыслей, встреча, откровенный разговор, просветительский
тренинг, конкурс, игра-экспресс, семейный праздник, семейная гостиная,
ролевая игра, викторина, веселые старты и эстафеты, коллективное
творческое дело (КТД) (живая газета, выпуск газеты, праздник-презентация,
устный журнал и т.д.), совместные проекты, школа этикета, выставки-
конкурсы, ведения летописи классного коллектива, коллективное игровое
общение, игровая программа, конкурсная программа, поисковая игра, акция
(милосердия, благотворительная, экологическая и другие), художественная
галерея, конкурс-ярмарка, выставка творческих работ, трудовой десант,
конкурс-инсценировка, интеллектуальная игра и т.д.
Ориентировочное тематическое содержание часов
классного руководителя
(5-7 классы)
Направление «Основы безопасности жизнедеятельности
учащихся»
 Спасательные службы (МЧС, пожарная охрана, ГАИ, полиция,
скорая медицинская помощь, экологическая инспекция).
 Особенности поведения в чрезвычайных ситуациях.
 Правила эвакуации при артиллерийских обстрелах.
 Жизнь человека, её ценность и невосполнимость. Уголовная
ответственность за преступления.
 Государственная защита от дискриминации, рабства, пыток,
торговли людьми.
 Ребёнок в автономной среде (лес, степь, водоём).
 Травмирующие факторы пассажиров автотранспорта.
12
 Профилактика пожаров, способы гашения возгораний, дыхание при
пожаре. Оказание помощи при возгорании одежды.
 Бытовой газ: правила хранения газа в баллонах. Поведение при
обнаружении утечки газа.
 Правила поведения при загрязнении воздуха ядохимикатами.
 Правила купания в водоёмах, спасение утопающих.
 Дары природы. Особенности сбора даров природы.
Направление «Здоровый образ жизни»
 Закаливание. Принципы и методы закаливания.
 Двигательная активность и здоровье.
 Профилактика заболеваний. Инфекционные и неинфекционные
заболевания.
 Природные факторы и здоровье человека.
 Питание и здоровье. Особенности питания в подростковом возрасте.
 Привычки и здоровье. Вредные привычки.
 Психическое здоровье. Развитие потребностей.
 Эмоции и чувства. Культура проявления чувств.
Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
 Я – житель Донецкого края.
 История моего родного города (села).
 Древо моего рода.
 Я и природа.
 Красная книга Донбасса.
 Народные традиции.
 Профессии моих родителей.
 Мои известные земляки.
 Экскурсии по родному краю.
Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
 Семья – начальная структурная единица общества, первая
человеческая общность ребёнка и естественная среда его развития.
 Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий
человека из живого мира.
 Знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого
труда, мощное средство развития личности.
 Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами.
 Мир – главное условие существование Земли и человечества.
 Без добрых дел нет доброго имени.
 Умей быть благодарным.
 Мы живем среди людей.
 Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по
отношению к отдельной личности.
Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»
 Творческий потенциал личности. Вы творческие личности?
13
 Творчество – процесс создания новых духовных и материальных
ценностей. Вы готовы к творчеству?
 Творческое мышление – какое оно?
 Три девицы под окном…(конкурс).
 Если бы парни всей Земли… (конкурс).
 Что мы делали – не скажем. Что мы делали – покажем!
Ориентировочное тематическое содержание часов
классного руководителя
(8-9 классы)
Направление «Основы безопасности жизнедеятельности
учащихся»
 ВИЧ-инфекция, СПИД, венерические заболевания – способы их
профилактики.
 Психическое и физическое насилие над личностью.
 Самозащита, средства самозащиты. Доврачебная помощь.
 ЧС природного, техногенного происхождения, на транспорте.
 Выживание людей после аварий (катастроф) на воде, в лесу, горах в
разные времена года.
 Права человека на жизнь, свободу, неприкосновенность.
 Защита человека при нападениях, шантаже. Индивидуальные
средства защиты.
 Уголовная ответственность за кражи, нападение, шантаж, поджог,
неосторожное поведение с огнём.
 Функции милиции, прокуратуры, судов, адвокатуры.
 Поведение при химических, бактериологических атаках.
Направление «Здоровый образ жизни»
 На пороге взрослой жизни. Социальная роль подростка.
 Социальные болезни. Способы профилактики социальных болезней.
 Красота и здоровье. Модные тенденции и их влияние на здоровье.
 Профилактика заболеваний. Инфекционные и неинфекционные
заболевания.
 Физическое здоровье как основа жизни человека. Взаимосвязь
физической культуры, правильного питания, полноценного отдыха и личной
гигиены.
 Самореализация личности в подростковом возрасте.
 Самовоспитание характера и волевых качеств.
Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
 Я – гражданин Донетчины.
 Роль моего города (села) в жизни Республики.
 Топонимы родного края.
 Я – хозяин в своей школе.
 Красоты природы моего края.
 Традиции жителей моего края.
 Герои моего края.
 Экскурсии по родному краю.
Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
 Земля – общий дом человечества, вступившего в новую
цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы.
 Отечество – единственная, уникальная для человека Родина, данная
ему судьбой, доставшаяся от его предков.
 Культура – духовное и материальное богатство, накопленное
человечеством.
 Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей».
 Честь человека: как ее понимать.
 Кодекс семейной чести.
 Что значит быть ответственным за любимого человека?
Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»
 Человек культуры: какой он?
 Пути творческого саморазвития. Вы с нами?
 Творчество – высокий уровень познания. Вы готовы к творчеству?
 Оригинальность – способность отвечать на раздражители
нестандартно. Так ли это?
 Алло, мы ищем таланты!
 А, ну-ка, девушки!
 А, ну-ка, парни!
 Фестиваль народов мира.
 Кухня народов мира.

Старшая школа
Одним из важных аспектов психического развития старшеклассников
является интенсивное созревание, ведущая роль в котором отводится
развитию мышления. В этом возрасте ученики проявляют больше
самостоятельности в занятиях, в которых интенсивно развиваются
моральные силы, формируются и определяются черты характера, происходит
становление мировоззрения. Основной особенностью личностного развития
старшеклассника является заметное развитие самосознания, самооценки,
основанной на самостоятельном анализе и оценке собственной деятельности,
что не всегда из-за сложности этого процесса объективно.
Старший школьный возраст является сенситивным в формировании
мировоззрения, выработке стратегии жизни, определении жизненных планов,
формировании умения творить собственную судьбу, активно ответственно и
эффективно реализовать гражданские права и обязанности.
У старшеклассников заметно развивается умение анализировать свое
поведение. Для них характерно углубленное осознание психологических
процессов. Заметно растут сила воли, выдержка, упорство, самоконтроль.
Интересы становятся более зрелыми и одновременно длительными,
устойчивыми, прочными. Развиваются познавательные интересы, в частности
к самостоятельным видам учебной работы.
Во время учебы в этот период возникают новые мотивы
профессионального и жизненного самоопределения. Старшеклассники,
определяя систему ценностей, руководствуются планом своего
индивидуального развития и социальной значимости жизненных целей.
Социальные мотивы старшеклассников становятся более
дифференцированными и действенными, что обусловливает использование в
работе с ними таких форм работы: диспут, брифинг, откровенная беседа,
этический тренинг, деловая встреча, тестирование, экологический десант,
моделирование развивающие-воспитательных ситуаций, проект,
благотворительная акция, экспедиция (фольклорная, краеведческая и другие),
вечер (поэзии, памяти вашего компьютера и другие), круглый стол,
Интернет-форум, тематический диалог, волонтерское движение учащейся
молодежи, летопись классного коллектива.
Выбор тематики классных часов определяется, прежде всего,
основными направлениями воспитательной работы школы. Однако
специфика воспитательной работы в старших классах предполагает
расширение этих базовых направлений и ориентирована прежде всего на
формирование активной гражданской позиции, интереса к происходящему в
мире, обществе. Важно создавать у старшеклассников модель социально
ответственного поведения.

Ориентировочное тематическое содержание часов
классного руководителя
(10-11 классы)
Направление «Основы безопасности жизнедеятельности
учащихся»
 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
 Порядок действий в случае эвакуации из здания школы и других
многолюдных мест.
 Организация защиты учащихся от чрезвычайных ситуаций в мирное
и военное время.
 Современные средства поражения и их поражающие факторы.
 Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи.
 Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
 История развития Донецкого края.
 Духовное наследие Донецкого края.
 Исторические памятники Донетчины.
 Культура и искусство Донецкого края.
 Религия как общественно-культурное явление.
 Выдающиеся деятели Донецкого края.
Направление «Здоровый образ жизни»
 Здоровье – привилегия мудрых.
 Здоровый образ жизни.
 Стресс в нашей жизни.
 Продукты полезные и вредные.
 Наука о питании –древняя и современная.
 Движение – это жизнь.
 Предупрежден – значит защищён!
 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
 Суд над сигаретой.
Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
 Ценности, которые должны стать нормами жизни.
 Человеческая жизнь как самая важная ценность.
 «Десять заповедей»– основа нравственности человечества.
 Фундамент счастья будущей жизни.
 Я среди людей, люди вокруг меня.
 Почему трудно, но нужно быть толерантным?
 Рука в руке.
 Никого дороже нет…
 Разумное и нравственное всегда совпадает.
 О них мы будем помнить всегда.
 Солдат войну не выбирает.
Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»
 Как научиться властвовать собой?
 Пока я мыслю, я живу.
 Послесловие.
 Счастье – жить.
 Конфликт: все «за» и «против».
 Слава рукам золотым!
Рекомендуемая литература
1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками. СПб., 2001.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1998. – 127 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов
педагогических институтов/ В. В. Давыдов и др. М., 1979.
4. Волошко Н.І. Головні підходи до аналізу проблеми здорового способу
життя / Н.І.Волошко // Проблеми загальної та педагогічноїпсихології. Збірник
наукових праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка НАПН України / За ред.
С.Д.Максименка. Т.ХП, част. 4. – К., 2010. - С.75-83.
5. Воспитательный потенциал начального образования: пособие для
учителей и методистов начального образования / Савченко А.Я. – 3-е изд. –
К., 2009.
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности:
метод.рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2003.
7. Донеччинознавство: програма виховного курсу для учнів 1-11 класів
загальноосвітніх навчальніх закладів / авт. Заріцький О.О., Кузьмін С.С.,
Ломакіна Г.В. і др.. – Днецьбк:Витоки, 2014. – 112 с.
8. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
9. Карелин А. Энциклопедия психологических тестов. Общение,
лидерство, межличностные отношения. – М.: Издательство АСТ, 1997.
10. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.
Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.
Как перестать беспокоиться и начать жить. Лениздат., 1991.
11. Классный руководитель: научно-метод. журнал.
12. Кон И.С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с. —
(Серия «Высшее профессиональное образование»).
13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М.: ТОО «Интел–
ТЕХ», 1994.
14. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М.,
2002.
18

Комментариев нет:

Отправить комментарий