является
определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные
для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм - основа существования и развития государственности.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания
приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ
развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность
патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой
Народной Республики.
Патриотическое
воспитание - деятельность государственных органов, общественных объединений и
организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания,
возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Патриотическое
воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны
жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую,
педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство,
этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его
социальных и государственных институтов.
ІІ. Актуальность Концепции
Актуальность разработки Концепции
обусловлена:
·
необходимостью
организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях
формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
·
отсутствием научной
концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности,
патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения,
которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась
основой системы патриотического воспитания детей и молодежи ДНР;
·
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть
духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной
справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать
общество;
·
необходимостью
подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых
послевоенных условиях;
·
потребностью в обеспечении активного
участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и
внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
В условиях
многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности
формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на
государственном уровне имеет особую значимость.
Концепция
является методологической основой для разработки программ и проектов по
патриотическому воспитанию молодежи.
Реализация
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи позволит дать новый импульс духовному оздоровлению народа,
начать процесс формирования в Республике единого
гражданского общества.
ІІІ. Цель и задачи патриотического воспитания
Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый
её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни,
поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все
перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами
личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным
фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР.
Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся
средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Основной целью Концепции является определение
роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления
деятельности общества и государства в общей системе
воспитания подрастающего поколения республики.
Данная концепция предлагает
определение цели патриотического воспитания, отвечающей интересам учащейся
молодежи и требованиям общества по отношению к ней.
Общая цель
патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у
граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему
народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и
воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать
рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в
общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и
осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от
того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической
деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление
сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего
народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование
профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению
в различных сферах жизни общества.
Из общей цели патриотического
воспитания вытекают следующие его задачи:
·
информационно-мировоззренческая
подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях
осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения
к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к
Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
·
воспитание уважения к закону, нормам
коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как
важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции,
стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и
государства;
·
утверждение в сознании личности своей значимости
как гражданина для государства;
·
формирование
положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как
важнейшим ценностям в жизни;
·
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного
вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых,
экологических и других проблем;
·
развитие потребности в
духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
·
уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
·
формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы
развивать науку и культуру родного края;
·
формирование моральной
и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному
долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской
ответственности;
·
повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой
деятельности;
·
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания
символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и
исторических святынь Отечества;
· привлечение традиционных
религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине,
ее защиты как высшего духовного долга;
· формирование расовой, национальной, религиозной
терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
· создание условий для усиления патриотической
направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при
освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие
антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой
культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.
Все указанные цели и
задачи подчинены главному – обеспечению на ближайший период жизни новых
поколений Донецкой Народной Республики роста уровня значимости патриотизма
у всех слоев населения, достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном
и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб
республики, общества, народа от того, в какой мере они в своих практических
делах руководствуются патриотическим началом, как решают задачи выполнения
своего гражданского долга.
ІV. Содержание и структура патриотического воспитания
Патриотическое воспитание -
многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность, включающая
целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты,
обладающая высоким уровнем системности, охватывающая своим воздействием
практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны
жизни: духовно-нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую,
психолого-педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование,
культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является
неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и
государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального
состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур.
Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание
культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди
основных его направлений можно
выделить:
·
гражданско-патриотическое,
·
военно-патриотическое,
·
духовно-нравственное,
·
историко-патриотическое
(краеведческое),
·
культурно-патриотическое,
·
спортивно-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к
функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества,
инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации
прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в
целях достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является
воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в
целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление
гражданственности и патриотизма.
Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию
молодежи направлена на:
· формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего
поколения;
· массовую патриотическую работу, организуемую и
осуществляемую муниципальными, культурными и общественными организациями и
учреждениями;
· утверждение в сознании и чувствах учащихся
патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и
историческому прошлому своей Родины, к традициям;
· формирование ведущих интегративных качеств личности;
· воспитание уважения, толерантного отношения и интереса к представителям
разных народностей;
· воспитание активной гражданской позиции.
Военно-патриотическое воспитание
Основной целью
военно-патриотического воспитания являетсяформирование у молодежи патриотизма,
готовности к достойному служению Отечеству и его защите. Это воспитание
характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым
гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной
ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в
необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах Вооруженных Сил ДНР, других войск, воинских формирований
и органов.
Военно-патриотическое
воспитание осуществляется по следующим направлениям:
·
государственное -
базируется на обеспечении государством системы военно-патриотического
воспитания;
·
социальное -
основывается на изучении норм морали, их соблюдении. Ориентировано на осознание
приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного
отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа;
·
военное -
предусматривает изучение военной истории, битв славянского войска, основных
образцов техники и вооружения Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных
навыков использования их, повышение физической подготовки в интересах защиты
Отечества;
·
психолого-педагогическое
- основывается на изучении психологических особенностей молодежи, их учете в
процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по
обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания,
совершенствовании форм и направлений этой деятельности;
·
правовое -
предполагает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой
культуры.
Содержание
военно-патриотического воспитания основывается
на системе ценностей, сформировавшихся на протяжении многих веков, таких как:
преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь,
храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка и
т.д.
Система военно-патриотического воспитания отличается
сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.Всю систему можно разделить на подсистемы:
·
военно-патриотическое воспитание в процессе
преподавания общественных дисциплин в учебных заведениях;
·
массовая
военно-патриотическая и военно-шефская работа;
·
начальная военная подготовка в
общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах; деятельность
военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
·
деятельность средств массовой информации и
творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Методами
военно-патриотического воспитания молодежи являются:
·
убеждение - формирование уверенности в
общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества;
·
стимулирование - реализуется в различных формах
поощрения и соревнованиях;
·
личный пример - деятельность педагога,
воспитателя, который должен быть образцом для молодежи, должно обеспечивать
педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение;
·
самоподготовка - процесс активного формирования
и самосовершенствования молодого человека, воспитания чувства патриотизма,
которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.
Военно-патриотическое воспитание
осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов, экскурсий в музеи воинских
частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам
боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков
военно-патриотического направления.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров,
социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической
деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и
образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к
достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм
поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.
Духовно-нравственное
воспитание предполагает становление отношений молодежи к Родине, обществу,
коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие
соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести,
совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям.
Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества,
социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами
личности.
Общество
лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение
к родному языку, самобытной культуре, памяти своих предков, истории.
Воспитание
должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народа.
Основным
содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые общечеловеческие
ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от
поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять
разрушительным влияниям.
Традиционные
подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче
готового нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной
деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических
проблем в духовно-нравственной практике.
Смена
ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного
пространства побуждают нас искать новые технологии в воспитании подрастающего
поколения. Среди основных направлений духовно-нравственного воспитания можно
выделить:
· создание воспитывающей духовно-нравственной среды в
учебном заведении;
· стимулирование здорового образа жизни;
· организация коллективной творческой деятельности детей
и учащейся молодежи;
· корректировка индивидуального пути
духовно-нравственного развития каждого учащегося, стимулирование его
самопознания и самовоспитания;
· дифференцирование и индивидуализация процесса
воспитания,
· воспитание духовности, трудолюбия;
· организация и развитие ученического коллектива на
принципах нравственности;
· изучение профессиональных интересов и склонностей
учащихся, организация профориентационной работы;
· укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения
через систему совместных воспитательных мероприятий.
Историко-патриотическое
(краеведческое) воспитание
Историко-патриотическое воспитание
сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании
неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям
предков современного поколения и их исторической ответственности за
происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой
истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и
укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей
менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического
прошлого различных поколений; а также проведение конференций и экспедиций,
посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса, поиск
исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных
националистическими силами, максимально широкое освещение деятельности
известных исторических личностей – выходцев из Донбасса, археологические
экспедиции и исторический туризм, развитие идеи преемственности
Донецко-Криворожской республики и ДНР.
Культурно-патриотическое воспитание
Культурно-патриотическое воспитание - процесс целенаправленного,
систематического и организованного педагогического воздействия на сознание,
чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них:
разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных,
эстетических (в том числе музыкально-художественных),
общественно-художественных ценностей.
Культурно-патриотическое воспитание ориентировано на
формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей.
Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение
культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий
жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и
взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для
самодеятельного художественного творчества.
В состав
культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты: потребностно-мотивационный,
интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учетом
социокультурных условий общества).
Можно
выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
· изучение
истории и культуры Отечества;
· деятельность
по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на
территории ДНР;
· формирование
гражданского мировоззрения.
В
результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и
развиваются:
- разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,
- высокое патриотическое сознание и чувство
верности своему Отечеству,
- готовность к выполнению гражданского и служебного
долга,
- нравственные идеалы,
- культура личности и эстетическое отношение к
действительности,
- гражданское мировоззрение,
§
высокие морально-патриотические
качества.
Критерии
культурно-патриотического
воспитания:
·
уровень культурно-патриотического
сознания - соответствие патриотического сознания
учащегося требованиям современного понимания патриотизма;
· широта
культурно-патриотических чувств- степень развитости
эмоциональной сферы личности с точки зрения современной трактовки
отечественного патриотизма;
· устойчивость
культурно - патриотического поведения -результативность
воспитательных воздействий, способность к активному проявлению патриотизма,
сознательность и самостоятельность в оценке явлений действительности истории,
культуры и традиций Отечества;
· систематичность овладения
художественными ценностями, как трудолюбие, активность,
добросовестность воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
· любовь
к отечественной культуре-
ответственное созидание патриотической идеологии самосознания, духовного и
культурного возрождения республики;
· нравственно-эстетическаяубеждённость
- уверенность воспитанника в необходимости использования культурологических
средств при воспитании культуры и
патриотизма.
Спортивно-патриотическое
воспитание
Спортивно-патриотическое воспитание
предполагает расширение общественных представлений о роли физического
воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление
противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых
путей укрепления здоровья граждан ДНР
. В содержание спортивно-патриотического
воспитания входит пропаганда национальных и исторических традиций
физической культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направлений
физической культуры, развивающих важные двигательные навыки, разработка
программ и методик тренировки специальных физических качеств и обоснование их
культурной, оздоровительной и спортивно-прикладной ценности, создание условий
появления новых видов спортивной деятельности, ведение работы по гуманизации
историко-спортивных единоборств, развитие личности через успехи и спортивные
достижения, выступления на международных и региональных соревнованиях, как показатель
возможностей успешного развития в Донецкой Республике, популяризация символики
и идеологии Республики через спортивный инвентарь и символику спортивных
команд. В соответствии с идеями гармоничного развития личности и высокими
социальными требованиями современного общества к профессионализму трудовой и
служебной деятельности, задачи направления относятся к совершенствованию
физических качеств, воспитанию волевых качеств характера на основе спортивных
достижений, формированию навыков поддержания стабильного здоровья и высокой
работоспособности.
Военно-технические виды спорта,
собирательное название видов спорта, сочетающих общефизическую и техническую
подготовку спортсменов и имеющих конкретное военно-прикладное значение; к
военно-техническим видам спорта относятся: авиамодельный, автомобильный,
автомодельный, вертолётный, водно-моторный, мотоциклетный, парашютный,
планёрный, подводный спорт, радиоспорт, самолётный, стрелковый, судомодельный
спорт, военно-прикладное и морское многоборья, мотобол.
V. Принципы патриотического воспитания
К числу определяющих принципов,
которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического
воспитания, относится признание высокой социальной значимости
гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству,
необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных
усилий для их формирования у молодежи. Без развития у граждан ДНР с раннего
возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства.
Среди основополагающих
принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные
руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере,
выделяются гуманизм и демократизм,
научность, единство теории и практики, приоритетность исторического,
культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций, системность,
преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных
особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень
организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм,
методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания,
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой
личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального
подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями воспитания,
социальное партнерство.
Кроме того, важными принципов патриотического воспитания
являются:
· Принцип
системно-организованного подхода,
который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех
государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан
ДНР;
· Принцип
адресного подхода в формировании патриотизма,
предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с
учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп
населения;
· Принцип
активности, который предусматривает настойчивость и
разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных
установок, ориентированных на национальные интересы ДНР;
· Принцип
универсальности основных направлений
патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к
ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как
социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за
своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе
и подходах к труду, методах творчества;
· Принцип учета
региональных условийв пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только
общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося
привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию,
спортивной команде и т.д.
· Принцип
активного деятельностного характера воспитания
Принципы данной концепции взаимосвязаны и
реализуются в единстве.
VI. Система патриотического воспитания в
общеобразовательных школах, дошкольных, профессионально-технических заведениях,
учреждениях дополнительного образования детей и учащейся молодежи, высших
учебных заведениях
В основу системы
патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике положена
интегрированная модель сетевого взаимодействия органов государственной власти и
управления, социальных институтов, всех субъектов образовательной и смежных
сфер, построенная на принципах социального партнерства,
личностно-социально-деятельностного, интегративного, культурологического,
компетентностного, системного подходов, охватывающая всю вертикаль системы
образования (от дошкольного до высшего) и реализуемая через традиционные,
специфические и эмоционально-мотивационные формы работы.
Система
патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание дошкольников - ………………………………………………….
Система патриотического воспитания в
общеобразовательных учебных заведениях
Важнейшей
составной частью воспитательного процесса в современной школе является
формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют
огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Система
патриотического воспитания в общеобразовательных школах формируется в процессе
обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и
научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочноевремя.
В
рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков,
факультативных и кружковых занятий, патриотическое воспитание реализуется через
содержание предметов инвариантной и вариативной составляющей.
Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление
школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них
понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности:
толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал
обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся,
обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях
на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных
ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация
учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение
детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание
модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам
опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности
школьных историко-краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими
общественными объединениями и организациями гуманистической направленности,
социальными институтами, государственными учреждениями.
В
содержании гуманитарных дисциплин
трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной
нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческогомышления.
Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин
можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных
качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений,
гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической,
правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин
учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном
и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.
Патриотическим
воспитательным потенциаломобладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия,
биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к
осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и
обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием
естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихсясдостижениями отечественной науки и
техники, что способствует воспитанию патриотизма.
Основными
факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в
преподавании учебных дисциплин, являются:
·
содержание
учебного материала, его идейно-политическая направленность;
·
четкая
организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
·
отношения,
складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими
обучаемыми;
·
влияние
личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
·
общий
режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность
решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы
воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание
учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного
влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые,
ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей
остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
Четкая
организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые
результаты при условии, когда:
·
ставятся
ясные образовательные и воспитательные цели занятий;
·
обеспечивается
строгая, обоснованная последовательность учебной работы;
·
применяются
различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность
школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому характер,
стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
·
подводятся
итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему планируемых
познавательных и воспитательных задач;
·
создается
необходимый психологический настрой на учебную работу.
Вариативная
составляющая учебного процесса (факультативы,кружки патриотического
направления) способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского
долга.
Так,
например, на факультативе «Юный патриот» с раннего возраста необходимо
прививать чувство ответственности об интересах Родины; изучать военную историю,
знать Дни воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой
Отечественной войны; сохранить воинские традиции, связи поколений защитников
Родины, организовать встречи учащихся с ветеранами войны и труда.
Факультатив
«Родной край» поможет расширить и систематизировать знания детей об истории
края, воспитать любовь к родной земле, её жителям.
Кружок
«Историческое краеведение» позволяет детям углубить свои знания о героическом
прошлом своего народа, систематизировать понятия о символах государственной
власти.
Научно-исследовательская деятельность включает участие школьников в конкурсах,
конференциях, в работе Малой академии наук.
Целью
данной деятельности должно стать воспитание патриотов, граждан правового
демократического государства, обладающих чувством национальной гордости,
гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Социализации
молодежи в системе патриотического воспитания базируется на деятельности
школьной общественной организации и Совета профилактики школы, сотрудничестве с
государственными органами власти и общественными организациями (такими как
Совет ветеранов, медицинские службы, детская комната милиции, Красный Крест,
полиция по делам несовершеннолетних).
В
процессе взаимосвязанной работы названых компонентов социализации учащихся
формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая
такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм,
соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к
Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание
активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.
Важной
составляющей системы патриотического воспитания является работа классного
руководителя и воспитателя как с учащимися, так и родителями. На родительских
собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей
воспитания законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и
во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы
уважения к семье, родителям, семейным традициям; отношения к труду как к
жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Работа
педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего
школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных
мероприятий и линеек.
Работа
социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие учащихся
окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря
различным тренингам, тестам, беседах.
Детский
возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания,
так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и
жизненных идеалов.
В
основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего,
воспитание чувств, поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать
целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за
родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка
второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Истинный
патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса
позитивных качеств.
Всё
вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение,
воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг
друга, взаимопроникая. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной
и престанет функционировать.
Система
патриотического воспитания в профессионально-технических учебных заведениях
Работа по патриотическому воспитанию проводится
комплексно. Комплексный …………………………………………………………………………………………………………………
Система патриотического воспитания студентов высших учебных
заведений I-IV уровней аккредитации.
Патриотическое
воспитание студентов вузов выполняет особую социальную
функцию - активного, целенаправленного ………………………………………………………………………………………………….
Система патриотического воспитания в
учреждениях дополнительного образования детей и учащейся молодежи
В воспитании патриотизма детей и учащейся молодежи большое внимание
уделяется роли дополнительного (внешкольного) образования…………………………………………………………….
VII. Информационно-аналитическое обеспечение процессов патриотического
воспитания
Информационно-аналитическое
обеспечение процессов патриотического воспитания предусматривает анализ
исследований в сфере патриотического воспитания, использование их результатов в
практической деятельности в целях ее улучшения в условиях изменений в обществе
и его организации; противодействие попыткам дискредитации, девальвации
духовности, гражданственности, патриотизма и служения Отечеству, военной службы
в любых формах и передачах в целях недопущения интеллектуального и эмоционального
воздействия на сознание и чувства детей и молодежи.
Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции
предполагает использование данных республиканской статистики, итогов переписи
населения, первоначальной постановки граждан на воинский учет и их призыва на
военную службу.
Особое значение для информационного обеспечения
реализации Концепции, оценки эффективности и адресности проводимых ДНР
мероприятий по патриотическому воспитанию имеют данные социологических
исследований, контент-анализа электронных и печатных СМИ.
Необходимо также создание единой республиканской базы
данных общественных организаций, занимающихся воспитательно-патриотической
деятельностью.
Обеспечение информационной поддержки патриотического
воспитания в ДНР возможно посредством:
· активного
использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб, ведомственных
СМИ и т.д.) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· расширения
социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах, стендах и
т.д.);
· издания книг,
брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам
патриотического воспитания в ДНР;
· участия в
выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного фонда;
· расширения сети
музеев ДНР;
· изготовления
художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд-шоу о ДНР;
· проведения
ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР,
научно-практических конференций, круглых столов;
· расширения
сотрудничества с региональными телеканалами с целью создания тематических
передач, посвященных вопросам патриотического воспитания и допризывной
подготовки, продвижения информации о патриотическом воспитании в новостные и
иные программы;
· создания на
телеканале «Оплот» и др., радиостанции «ДНР 24» передач о патриотическом
воспитании детей и учащейся молодежи;
· увеличения
присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети
«Интернет», активного использования возможностей блогосферы, форумов, живых
журналов, социальных сетей, размещения короткометражных роликов о
патриотическом воспитании на различных информационных порталах, видеоблогах и
т.д.;
· создания во всех
структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы, стендов
патриотического воспитания;
·
проведения
и участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому
воспитанию, включая авиаперелеты, авто и велопробеги, пешие переходы;
·
проведения
военно-патриотических игр и соревнований;
·
учреждения
в ДНР памятных дат;
·
создания
тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы;
·
организации
взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания
специализированных игр, посвященных допризывной подготовке, истории ОСОАВИАХИМа
и т.д.
VIII. Нормативно-правовое обеспечение процессов патриотического
воспитания
Нормативно-правовое обеспечение
процессов патриотического воспитания предполагает разработку
нормативно-правового механизма взаимодействия субъектов в сфере патриотического
воспитания, оказание помощи в разработке правовых основ этой взаимосвязи.
IX. Организационно-методическое обеспечение процессов
патриотического воспитания
Организационно-методическое
обеспечение процессов патриотического воспитания предусматривает разработку
специальных пилотных проектов, целевых программ и методик по реализации идей
патриотического воспитания в учреждениях образования различного типа,
разработку методических пособий по организации научно-исследовательской
деятельности, организацию консультационной работы, использование
всего многообразия педагогических методов и средств с учетом возрастных
особенностей детей и учащейся молодежи, специфики региона.
X. Организация взаимодействия государственных институтов,
ветеранских, творческих, молодежных и других организаций и объединений
Улучшение состояния и уровня
патриотического воспитания возможно только при условии создания системы этой
деятельности, причем не только педагогического, но и социального,
нравственного, политического и иного характера. В системе работы по
патриотическому воспитанию тесно взаимодействуют различные министерства:
образования и науки, культуры, юстиции, обороны, внутренних дел, по
чрезвычайным ситуациям, другие силовые министерства, СМИ, ветеранские,
детские и молодежные общественные объединения и
организации патриотической направленности, субъекты ДНР, призванные решить
проблемы в отношении подрастающего поколения.
В качестве партнеров для обеспечения патриотического
воспитания в учреждениях образования Республики выступают высшие учебные
заведения, республиканские библиотеки, музеи родного края и боевой славы,
подвижники, стоящие у истоков развития Донбасса, литературные деятели, деятели
искусства, ученые, герои войны и труда.
XI. Подготовка и повышение квалификации кадров
Патриотическое воспитание населения невозможно
без подготовленных специалистов, которые способны осуществлять воспитательный и
учебный процесс непрерывно, начиная с дошкольных общеобразовательных учреждений
и заканчивая высшими учебными заведениями. В связи с этим, представляется
необходимым рассмотреть вопрос об обучении специалистов, которые собственно и
будут учить, и воспитывать население.
Анализ программ
высших учебных заведений, образовательных учреждений среднего профессионального
образования показывает, что в них отсутствует термин «патриотизм». В
требованиях профессиональных компетенции (общекультурных и профессиональных) к
выпускнику это понятие тоже отсутствует. А ведь одним из основных видов
профессиональной деятельности выпускников по направлению «педагогическое
образование» в качестве преподавателей в процессе их педагогической
деятельности должно стать воспитание патриотизма у подрастающего поколения
молодой Республики.
Отсутствие в
образовательных программах высшего профессионального образования компетенций по
патриотической составляющей ставит под угрозу выполнение задач, поставленных
перед образовательными учреждениями «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой
Народной Республики». Для устранения данного недостатка необходимо включить
в общие профессиональные
компетенции высшего профессионального образования (особенно по педагогическому
направлению) патриотический компонент.
Решение проблемы подготовки кадров
к эффективной реализации задач патриотического воспитания детей и учащейся
молодежи возможно через систему повышения квалификации педагогических кадров.
Донецким ИППО разработана интегрированная, динамичная, многовекторная модель
научно-методического сопровождения подготовки кадров к реализации идей
Концепции патриотического воспитания, направленная на осуществление
аналитико-прогностической, мотивационной, информационной, технологической,
рефлексивной функций через систему учебной, методической, научной,
научно-методической, проектной, исследовательской деятельности в рамках
курсовой и межкурсовой подготовки с целью совершенствования профессиональных
компетенций педагогов по патриотическому воспитанию молодежи.
XII. Финансово-экономическое
обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания
Финансово-экономическое обеспечение реализации Концепции
патриотического воспитания осуществляется в рамках существующего
законодательства ДНР.
XIII. Пути реализации Концепции
Основным
инструментом реализации Концепции является разработка и реализация
республиканских программ и проектов патриотического воспитания.
Среди
путей реализации Концепции следует выделить следующие:
1.
Разработка и усовершенствование
нормативно-правовой базы патриотического воспитания детей, учащейся и
студенческой молодежи:
-
подготовка нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания,
внесение соответствующих изменений в законодательство;
-
подготовка целевых программ и пилотных проектов патриотического направления;
-
содействие развитию профессионализма, гражданской активности;
-
популяризации здорового образа жизни, повышение престижа и привлекательности
государственной и военной службы;
2
Активизация деятельности органов
государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в
сфере патриотического воспитания молодого поколения:
-
координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, местного
самоуправления, учебных и культурно-просветительских учреждений, общественных
организаций;
-
обеспечение преемственности и системности патриотического воспитания;
-
воплощение планов действий, направленных на реализацию молодежью
интеллектуальных и творческих проектов на благо ДНР, улучшение профессиональной
ориентации, развитие мотивации к труду;
-
привлечение подрастающего поколения к изучению культуры, истории ДНР,
пропаганда лучших достижений культурного и духовного наследия, поддержка
профессионального и самодеятельного художественного творчества, деятельности
творческих объединений, клубов по интересам, фольклорных коллективов;
-
активное привлечение к патриотическому воспитанию молодежи деятелей современной
культуры, искусства, науки, спортсменов;
-
обеспечение активного участия детей и молодежи в мероприятиях патриотического
направления, в том числе, приуроченных к республиканским праздникам;
-
популяризация молодежного туризма, популяризация памятников отечественной
истории, культуры и природы, исторических мест и событий, этнографии и
жизнеописаний известных деятелей;
-
обеспечение проведения мероприятий спортивной подготовки, физического
воспитания, направленных на утверждение здорового образа жизни молодых граждан
и создание соответствующих условий;
-
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, занимающихся
вопросами патриотического воспитания детей и молодежи;
-
содействие работе клубов по месту жительства, центров патриотического
воспитания, внешкольных учреждений и других организаций, осуществляющих
мероприятия по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
-
разработка и реализация планов действий и программ по патриотическому
воспитанию молодежи органами местного самоуправления совместно с институтами
гражданского общества.
3.
Сотрудничество органов государственной
власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями:
-
активное привлечение к патриотическому воспитанию детей и молодежи общественных
организаций, использования их опыта и духовного потенциала в воспитании
патриотов ДНР;
-
возрождение и развитие казачества как важной общественной силы, способной
внести весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи, ее подготовку к
защите Отечества;
-
поддержка средств массовой информации, которые действуют при молодежных и
детских общественных организациях и освещают вопросы, направленные на
патриотическое воспитание детей и молодежи;
-
усиление общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти
относительно патриотического воспитания;
-
содействие консолидации и координации деятельности общественных организаций при
подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности.
4.
Усиление роли семьи в процессе патриотического
воспитания детей и молодежи:
-
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, надлежащих условий
для физического, интеллектуального, нравственно-эстетического, образовательного
и духовного развития детей и молодежи на основе отечественных традиций,
педагогической науки и лучшего мирового опыта;
-
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем подготовки
научно-популярной и методической литературы по вопросам патриотического
воспитания детей и молодежи в семье, активизация деятельности органов
государственной власти и общественных структур в этом направлении.
XIV. Управление процессами патриотического воспитания
Для создания системы управления
процессом патриотического воспитания, формирования и реализации общей стратегии
и тактики в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств,
общественных организаций и движений, оказания им помощи и поддержки создается
Координационный совет (далее – КС), который принимает меры по реализации
образовательной, информационной, культурной и молодежной политики в области
развития патриотизма у подрастающего поколения.
Координационный совет создаются
решением высших органов исполнительной власти, главами исполнительной власти
субъектов ДНР и территориально-муниципальных образований.
Координационный совет
организовывает разработку руководящих документов по вопросам патриотического
воспитания детей и молодежи, рассматривает представляемые проекты программ, а
также осуществляет контроль за их исполнением.
Для осуществления функций рабочего
органа КС могут создаваться отдельные центры (рабочие группы) по реализации
программ (планов) по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
XV. Мониторинг
Определение реального состояния,
уровня и оценки работы по патриотическому воспитанию, осуществляемому
различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах,
регионах, с различными категориями молодежи, предполагает проведение
мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного
анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию
процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.
Определение результатов работы по
патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую
очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и
методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням,
измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач - определения оценки
результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ
важнейших сторон, направлений этой деятельности.
Основное содержание и
последовательность определения результатов патриотического воспитания включает
в себя следующие моменты:
·
составление краткого
плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов,
разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь
определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического
воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее
значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно
тщательно;
·
сбор данных
(информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об
эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и
различных категорий детей и молодежи и т.д.;
·
анализ эффективности
работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения
ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;
·
анализ и оценку
действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами
детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий,
степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и
качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их
проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное,
мобилизующее и др. воздействие);
·
определение выводов о
состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных
задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка
состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с
предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы
предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые
и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные
возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на
выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия.
XVI. Ожидаемый результат
Ориентированность патриотического
воспитания на конечный результат предполагает достаточно высокую эффективность
осуществляемой в этой сфере деятельности.
Важное значение в воспитании патриотизма имеет привитие любви к родному
городу, району, двору, - местам, с которыми человек связан эмоционально. Это
места, где человек чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где
формировался как личность. Именно такой патриотизм является фундаментом, на
котором строится общегосударственное патриотическое самосознание.
Благодаря формированию и развитию у
детей и молодежи таких важнейших социально значимых качеств как гражданская
зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность
традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных
ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного
возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших проблем
общества в различных сферах его деятельности.
Улучшение качественных характеристик
современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая
духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое
сознание молодежи будут способствовать успешному решению задач, связанных с
укреплением общества, преодолением претерпеваемого им кризисного периода
исторического развития.
В
результате внедрения Концепции ожидается:
·
утверждение патриотизма и патриотического
самосознания молодежи, углубление процесса формирования основ гуманистического
мировоззрения;
·
приоритетности высоких моральных, культурных
общечеловеческих ценностей, что будет способствовать укреплению духовной,
морального единства общества;
·
формирование у молодежи характерных черт
патриота: активная поддержка и развитие государственности, соблюдение
Конституции ДНР;
·
бережное отношение к богатствам родной природы,
к родной культуре, языку, традициям, уважение к исторической памяти;
·
повышение заинтересованности молодежи
относительно государственной службы и службы в армииДНР, ее готовности к защите
Родины;
·
сохранение стабильности в обществе, социальном и
экономическом развитии страны, укрепление ее обороноспособности и безопасности;
·
создание эффективной воспитательной системы
патриотического воспитания молодежи;
·
консолидация усилий общественных институтов в
деле воспитания подрастающего поколения;
·
социально-экономический
подъем, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение
обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в
обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных
конфликтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий