МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведение первого урока в 2016-2017 учебном году в 10-11 классах по теме: «Литературная карта Донбасса»
|
Указом Главы республики А.В. Захарченко от 08.02.2016 года №22 2016 год объявлен Годом чтения. Это закономерность, так как литература воздействует на ум и сердце читателя, способствует воспитанию искусством слова нравственных идеалов, духовного богатства нации.
Рост духовной культуры – задача первостепенной важности для молодой растущей республики непокоренного Донбасса. Время выдвинуло своевременную и актуальную проблему истинной гуманизации общества на фоне разрастающегося терроризма.
Террористическими действиями охвачен Донбасс со стороны фашиствующей власти в Украине. В трудных условиях восстанавливается и продолжает жить трудовой Донбасс, создавая новую государственность – Донецкую Народную Республику, возрождая внимание к нашим истокам, глубинным корням нравственности, защищая территориальную целостность региона.
Много замечательных мероприятий было проведено в первом полугодии. Отчет об этом можно найти на сайте и блоге ДРИППО (http://www.donippo.org/, http://donippo.blogspot.com/), страницах блога отдела русского языка и литературы (http://kabruss.blogspot.com), кликнув на ярлыки «Год чтения» и «Краеведение». Естественным продолжением станет первый урок нового учебного года, принимая эстафету литературного образования обучающихся.
Для старшеклассников, владеющих базовыми литературоведческими понятиями, речеведческой компетентностью, определенным опытом эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения этот урок будет способствовать расширению границ информационной культуры обучающихся, обогащению их духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора.
Урок на тему «Литературная карта Донбасса» дает учителю богатый набор методических приемов для реализации выше сказанного в соответствии с учетом уровня подготовки конкретного коллектива обучающихся, уровня их притязаний, технических средств обучения.
Урок по типу заочной экскурсии или литературного журнала учитель сможет провести, привлекая к работе самих обучающихся, подсказав им конкретную тематику выступления.
На таком уроке можно пройти по памятным местам, связанным с пребыванием известных писателей и поэтов, давая информацию, как о самом писателе, так и о его произведениях. Для подготовки к такому типу урока можно отправить ребят на сайт Vgorode.ua. Здесь они найдут информацию о десяти авторах, которые писали книги о Донецке с их фотографиями и аннотациями к книгам. А. Куприн «Молох», Викентий Вересаев «Без дороги», А. Серафимович «На заводе», Л. Жариков «Повесть о суровом друге», Б. Горбатов «Донбасс», К. Паустовский «Гостиница Великобритания», В. Гроссман «Глюкауф», И. Гонимов «Старая Юзовка», Г. Володин «Дикое поле», П. Григоренко «В подполье можно встретить только крыс» – все эти авторы станут богатством литературного краеведения на таком уроке, а ярко и умело поданная информация создаст желание стать читателями выбранного автора.
Современные СМИ совсем не похожи на литературную журналистику прошлых лет. Интересным может стать урок с использованием интерактивных форм, импровизацией, ролевыми играми.
Обыграйте встречу двух поколений журналистов, используя материалы сайта http://donpatriot.ru/, где вы найдете в разделе «Литературный забой» достаточно информации об истории литературной журналистики прошлых лет. Пусть одна группа старшеклассников анонсирует свое время и свои песни, а современная группа журналистов представит свои в газетах «Донецк вечерний», «Новороссия», «Голос республики», «Макеевский рабочий», «Родина» и др.
Военное время рождает поэзию высоких патриотических настроений, обнажает мысли и чувства, отметает ложь и фальшь, порой даже фотографически силой поэтического мастерства воссоздают картины человеческих страданий, просветлений души.
И если ваши старшеклассники воспринимают поэзию и авторскую песню, то урок может быть наполнен этими поэтическими шедеврами. К вам на урок могут войти со своими стихами участники конкурса художественного чтения. Прекрасный материал с видеороликами вы найдете на блоге отдела русского языка на страницах «Год чтения» и «Краеведение». Например, «Словесники читают стихи о родном крае» за 11.05.2016. Урок может пройти в форме читательского жюри с обсуждением понравившихся стихотворений.
Для урока «Авторская песня: Сердце отдаю донецкому краю» рекомендуем использовать Следующие материалы: Владимир Скобцев презентует сборник поэзии Донбасса «Час мужества» и свою песню «Непокоренный». При наличии технических средств можно смотреть и слушать, пройдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8miRiSk4H-8
Один из вариантов урока – урок-знакомство с современными писателями Донбасса: Владиславом Русановым, Владимиром Скобцевым Анной Ревякиной, Ириной Горбань, Марией Панчёхиной и др. Если позволяет возможность, пригласите их и проведите урок-диалог в формате живого общения и обсуждения актуальных проблем: «О чём пишем современный писатель?», «Откуда черпает вдохновение?», «Поэзия – это дань традиции или модный брэнд?» и т. п. Если нет, воспользоваться фрагментами беседы журналиста Майи Пироговой с ними в программе «Три минуты на ответ». (https://www.youtube.com/watch?v=SgDEuse4ID8 )
Литературное краеведение – не только источник информационной грамотности старшеклассников, но и возможность продемонстрировать свои учебные компетентности, открыть свои таланты, а главное пополнить бесценную кладовую нравственно-духовных ценностей и самую значимую в ней – любовь к родному Отечеству.
Рекомендованные источники:
1. Авторская песня. Владимир Скобцев «Непокоренный». Презентация сборника поэзии Донбасса «Час мужества»https://www.youtube.com/watch?v=8miRiSk4H-8
2. Ирина Горбань. Поэзия. «Сезон градов» https://www.stihi.ru/2016/02/01/10002
3. «Три минуты на ответ». Члены Союза писателей ДНР – Анна Ревякина, Владислав Русанов и Владимир Скобцов в передачи Майи Пироговой. https://www.youtube.com/watch?v=SgDEuse4ID8
4. Самый патриотический сайт Донбасса http://donpatriot.ru/ раздел «Литературный забой» об истории литературной журналистики на Донбассе
5. Чехов и Донбасс. Статья Милы Синицыной. http://062.ua/articles/kul-tura-i-iskusstvo/chehov-i-donbass
6. Донецк в литературе. Экскурс о писателях и их произведениях о Донбассе. http://062.ua/articles/upominanie/doneck-v-literatyre
7. 10 авторов, которые писали книги про Донецк. Сайт Vgorode.ua с фотографиями писателей и аннотацией к книгамhttp://dn.vgorode.ua/news/obzory/245828-top-10-khudozhestvennykh-knyh-o-donetske
Г.Н. Король,
методист отдела русского языка и литературы ДРИППО
Комментариев нет:
Отправить комментарий